Почему «продвинутые» носят хакама? Часть II

Сложенный Хакама
Поделиться с друзьями:

Почему «продвинутые» носят хакама? Часть II

Продолжаем изучать вопрос: Почему «продвинутые» носят хакама? Хотя принятие конфуцианских ценностей классом воинов хорошо задокументировано, остаётся неясным датирование их связи со складками на хакама. Многие учёные утверждают, что это произошло в эру Мэйдзи. Помня о том, что происхождение хакама зародилось в высших классах и имеет корни в синтоизме, ассоциация их с конфуцианским (и буддийским) учением и синто, представляет собой интересную иллюстрацию синкретизма, который произошёл в Японии между двумя системами мышления.

Независимо от своего происхождения, ассоциации, которые видят в этом современные инструкторы, широко описаны в различных источниках. Например Саотомэ Митсуги в своей книге «Принципы айкидо», перечисляет эти принципы следующими:

  • Дзин (仁): доброжелательность
  • Ги (義): честь или справедливость
  • Рей (礼): вежливость и этикет
  • Чи (智): мудрость, интеллект
  • Син (信): искренность
  • Чу (忠): верность
  • Ко (孝): благочестие

Это одна из нескольких вариаций на данную тему. Поскольку представляется затруднительным нахождение каких-либо исторических свидетельств и конкретного количества принципов, связанных со складками на хакама, нам следует быть осторожными в выдвижении версий.

В действительности существует несколько альтернатив, приведённому выше списку. В них количество складок на хакама варьируется, как в Кендо. Масатака Иноуэ в своей книги «Кен но Кое» («Голос меча») указывает на следующие принципы:

  • Чу (忠): верность
  • Ko (孝): справедливость
  • Чжинь (仁): человечность; сострадание
  • Gi (義): честь
  • Рей (礼): уважение




Значение склалок на хакама в Дайто-рю айки дзю-дзюцу

Справочник Такумакай указывает на значения, приписываемые складкам хакама, которые включают в себя 5 вышеуказанных принципов, основанных на конфуцианстве, плюс складку на задней части, представляющей собой дополнительную ценность — путь искренности, то, что человек принимает.

Почему «продвинутые» носят хакама? Часть II

Даже если связь между складками и значениями исторически трудно прослеживается, ясно, что эти ценности действительно использовались воинским классом. Поэтому практика Ко-будо и обучение людей в Айки дзюд-зюцу должны также охватывать эти идеалы:

Идеалы Айки дзюд-зюцу

  • Дзин (仁): доброта, великодушие. Это требует большого внимания к другим, независимо от их происхождения, возраста, пола, убеждений, здоровья и физического состояния. Нужно позаботиться о том, чтобы не вызывать лишних хлопот, ни для себя, ни для других, а также не причинять боль.
  • Ги (义): честь, справедливость. Не следует злоупотреблять чувством чести для оправдания негативных поступков, в том числе и вовлечение в драки и конфликты. Ги требует уважения и к себе, и к другим. Оно включает в себя верность данному слову, обещаниям и идеалам. Смысл Ги есть «есть чувство обязанности действовать справедливо.»
  • Рей (礼): этикет, вежливость. Вежливость является выражением подлинного интереса, отношения к другим, независимо от их социального положения, с помощью жестов и взглядов, а также проявления уважения. Обычаи этикета являются частью экстернализации вежливости. Они используются для обеспечения структуры, в рамках которых мы можем взаимодействовать с другими людьми и со своим учителем в додзё, в приятной и гармоничной манере.
  • Чи (智): мудрость, понимание, в смысле проницательности. Мудрость есть способность придавать вещам и событиям важность, принимать их, как они есть, не позволяя страсти затуманить суждения. Спокойствие помогает различать положительные и отрицательные качества всех вещей и событий. Это форма интеллекта.
  • Син (信:) доверие, честность. Это имеет фундаментальное значение в боевых искусствах. Без этого, наша практика — только имитация, или даже бесполезная жестикуляция. Если человек не искренен в своей работе, он не проявляет уважения к другим людям, думая только о себе и не давая прогрессировать остальным. Наше обязательство должно быть полным, постоянным и однозначным, потому что мы знаем, что иллюзия не может длиться долго перед требованиями нашего пути и взглядами окружающих.

Заключение: хакама как физический показатель нашего долга и сути

Ранее мы узнали, что хакама — это рудиментарная часть одежды эры Хэйан, которая является эпохой новаторских идей Синря Сабуро Минамото но Ёсимицу (1045 — 1127). Этому мастеру приписывают открытие концепций Айки и считают инициатором передачи Дайто-рю из поколения в поколение. Исходя из этого, практикующие Дайто-рю должны воспринимать хакама как символ знатного наследия и драгоценного знания, которые нам передано старшими. Это также должно вызывать чувство уважения и опасения за попытки искажённой интерпретации учения Дайто-рю. За него несут ответственность современные юданся (старшие ученики, инструкторы, учителя).

Это знак другим, практикующим Кобу-до о том, что мы проявляем большой интерес уважение к наследию прошлого. Следует помнить о том, что в современной Японии уже почти никто не ходит в Додзё в хакама. Поэтому практикующие Кобу-до и в частности Дайто-рю должны понимать, что на них лежит ответственность по сохранению самобытности и передачи традиции ношения другим поколениям.

И наконец. Для меня хакама, независимо от их вида и цвета, это напоминание ценностей, которые откликаются в сердце, после того как тебе вручат эту важную часть одежды. Это больше, чем подчёркивание статуса. Это связь и обязательство между учителем и учеником. И поэтому независимо от исторических объяснений и модернизации, хакама по-прежнему несут в себе сильный смысл. Хакама — это признание коллегами твоих способностей и признание твоего следования Пути. Вот почему «продвинутые» носят хакама.

Начало статьи здесь: Часть I

© Автор: Гильом Эрард — 4-й Дан в Айкидо (Айкикай), 2-й Дан Дайто-рю Айки Дзюдзюцу (Такумакай)
© Перевод: Валерий Карибьян  — автор книг «Банк Цитат», «Боевые искусства: Заметки о Пути» наставник Школы Сёриндзи Кэмпо




Предыдущая часть:

Почему «продвинутые» носят хакама Часть I

Поделиться с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *