Почему «продвинутые» носят хакама — часть 1

Поделиться с друзьями:

Почему «продвинутые» носят хакама — часть 1

Данная статья является моей экзаменационной теоретической работой в Дайто-рю айки дзю-дзюцу, уровень — Сёдан. Мои изыскания в этом труде направлены на освещение такого атрибута тренировочной одежды, как хакама. Почему «продвинутые» носят хакама — часть 1.

Я постараюсь отделить вымыслы от фактов, чтобы прояснить истинное значение этого одеяния. Открыть понимание символизма их повседневного ношения и практического применения для продвинутых уровней.

История появления хакама

Хакама — это традиционная японская часть одежды поверх кимоно, которую носили представители высших классов. Ученые датируют появление хакама периодом Хэйан (794 — 1185), когда придворные женщины носили «брюки» похожие на современные хакама. Позже люди стали надевать каригину и суикан — так называемые брюки-юбки. А в период Камакура (1185 — 1332) мужчины наездники из класса воинов стали уже применять простые хакама.

С тех пор как хакама стали распространяться в высшем сообществе, появилось большое количество их стилей, цветов и разнообразие тканей, из которых они изготавливались. Даже количество складок в зависимости от типа значительно варьировалось. Позже эти брюки получили свое распространения среди воинов низших классов в виде момохики. Это были длинные «брюки», которые завязывались на конце, в нижней части голени. Обычному населению, равно как ученым и даже купцам, также было позволено носить хакама. Люди, которые преимущественно работали в поле, надевали более узкие формы нобакама.

По мере того, как западная культура проникала в Японию, хакама становились все более официальной или праздничной одеждой (например, для свадьбы). В качестве повседневного одеяния они применялись уже только синтоистскими священниками и практикующими боевые искусства.

Показатель ранга

В большинстве Кобу-до (традиционные боевые искусства, созданные в период феодальной Японии между 1192 и 1867 годами), таких как Иайдо, Кюдо и Нагината-до хакама носились учениками любого уровня с первых дней практики, что сохранилось и в наши дни.

Учитывая тот факт, что в перечисленных видах не носят брюки от обычного кимоно, было бы немыслимо придти в Додзё без хакама. Многочисленные свидетельства уважаемых шиханов говорят о том, что до Второй Мировой войны их ношение было обязательным для всех учеников Дайто-рю и Айкидо (эти две группы не так сильно отличались в то время).

Тем не менее, из-за суровости послевоенных лет, некоторые Школы решили снять финансовое бремя с учеников в первые годы тренировок. В противном случае им пришлось бы добывать хакама и выкладывать за них деньги, которых едва хватало на существование. Со временем это стало традицией, а в последствие установилось в качестве обязательного правила, согласно которому хакама можно было надевать только после достижения уровня сёдан (1-й дан).

Такие школы как Ёсинкан пошли еще дальше и разрешили ношение хакама только после достижения уровня ёндан (4-й дан). В школах Дзю-дзюцу (джиу джитсу) и Дзюдо их надевали лишь для демонстрации техники ката и техник с оружием. Для работы голыми руками и борьбы на земле они не применялись.

Начало Пути

По мере того, как шло время, ассоциация хакама с рангом стало очевидным. Система рангов (дан) была внедрена сравнительно недавно (1883) основателем Дзюдо — Дзигоро Кано (1860 — 1938). Ранговая шкала успешно была апробирована другими видами, такими как Дайто-рю, Айкидо, Иайдо и пр. Разумно предположить, что понятие «хакама» как уровень ранга стало существовать именно в этот период. Это подробно освещено в хрониках Айкидо, в которых тесно переплетаются связи между Морихэем Уэсибой, Такумой Хиса и Такедой Токимунэ. В Додзё Такумакай правила ношения брюк были схожими с правилами в других группах. Правда, я не смог найти этому фактических подтверждений.

Вне зависимости от исторических предпосылок, которые сформировали правила ношения хакама, практикующие Дайто-рю айки-дзюцу испытывают определенные ощущения, надевая эту часть тренировочной одежды. Хакама подчеркивали статус высшего класса самураев, поэтому вопрос тренировки с хакама или без них практикующими начального уровня рассматривался всерьез. Что же касается уровня сёдан (1-й дан), то в данном понятии кроется более глубокий смысл, чем может показаться. Сёдан означает, что практикующий еще далек от «недосягаемого конца» и в сущности эта степень означает начало «Пути».

Также считается, что адепт достигший уровня сёдан в Дайто-рю только теперь по-настоящему начинает практику. Присяга, которая подписывается при достижении этого уровня, носит такой же смысл. Ношение хакама, интегрированное в систему Айки, можно считать экстериоризованным и в то же время, на уровне юданся («продвинутый уровень»), подчеркивает ответственность и сопричастность к Школе.

Форма и цвет

Для очевидного практического применения в большинстве случаев в боевых искусствах используют уманори — так называемые хакама наездника, которые имеют две раздельные штанины. Однако в некоторых Школах Ко-рю (традиционные Школы) предпочитают нобокама, вероятно из-за практических преимуществ, предоставляемых зауженным штанинами. Единственное исключение касается некоторых школах Кюдо, где женщины носят нераздельные штанины андон бакама (брюки-фонарь).

Нет определенной формы, которая рекомендуется в справочнике Такумакай. Однако, уманори наиболее широко используется в нашей Школе, как и во многих других Ко-рю. Тем не менее, руководство Такумакай указывает на то, что уровень сёдан и выше должен носить синие хакама, а сихан (эксперт), кёдзю даири (инструкторы) и сибу-чё (руководители филиалов) — обязаны носить черные. Данная система упрощёна по отношению к форме и цвету, в сравнении с другими Школами Ко-рю.

В Тода-ха боку-рю стиль хакама-уманори является нормальным, но приемлемые цвета там — синий, черный и белый. В некоторых других Школах Ко-рю, в т.ч. Синбукан Сэнсэя Курода, любые цвета приемлемы. Ссылаясь на предвоенные годы тренировок Морихэя Уэсибы у сэнсэя Накаяма Хакудо в Кобукан Додзё, видно, что там было допустимо ношение белых брюк.

Накаяма Хакудо — основатель стиля Мусо Синдэн-рю говорил, что ношение белых хакама позволит выявить нечистоплотных студентов, поскольку по ним это очень заметно. Тем не менее, история показывает, что самым распространенным цветом был синий, даже не черный. Краска индиго и ткань айдзомэ использовались для окрашивания многих традиционных одежд, в том числе и хакама. Черные цвета стоили дорого и получили свое распространение лишь с введением синтетических красителей и тканей.

Значение цветов и складок

Я не смог найти конкретного значения цветов хакама в справочнике Такумакай. Возможно, смысл кроется в самом объекте. В основном своем значении они служат связующим звеном между практикующими, будь то иностранцы или японцы, и традиционной японской культурой. Обычаи и ритуалы, связанные с хакама, имеют особое значение.

Надевание хакама перед практикой — это настрой и даже медитация. Правильно их надевая, можно избежать расхлябанности в одежде, после практических действий в Дайто-рю. Проявление заботы о тренировочной одежде и результаты практики адепта могут многое сказать о его состоянии сознания. Каждый уважающий себя будока обязан проявлять великую заботу в представлении себя, что также представляет лицо учителя и Школы.

Благодаря дворянскому происхождению хакама несут в себе достоинство и ответственность. Как только вы их надеваете, движения уже не должны быть прежними. Это называется хаками сабаки. Покрой и форма брюк стимулирует особый поток движения, который можно назвать течением ки (поток энергии). Иногда я слышал, как инструктора говорили практикующим, что если у них развязываются хакама после выполнения техники, то их движения были не правильными, не настоящими.

Многие стили боевых искусств вкладывают особые понятия в значения складок на хакама, отражающие моральную ценность и этические принципы воина.

Суть моральных ценностей японского воина

Эта система ценностей пропитала японский класс воинов после прихода принципов конфуцианства. В частности Ву-чан (пять констант), которые символизируют пять добродетелей, составляющих основу общества:

  • Жэнь: сострадание
  • И: уместность
  • Ли: соблюдение обрядов и обычаев
  • Чи: проницательность/мудрость
  • Хсин: взаимное доверие.

Позже знаменитый японский фехтовальщик Миямото Мусаси (1584-1645) перенял эти ценности и описал их в своей книге «Пяти колец» (Го Рин но Сё), перечислив их как:

  • Дзин: доброжелательность
  • Ги: истина и справедливость
  • Рей: вежливость
  • Чи: мудрость
  • Син: вера

Эти значения были широко приняты самураями в эпоху Токугава (1600-1868) и до реставрации Мэйдзи. Однако такая система мысли снизилась вместе с исчезновением класса воинов. Перед лицом растущего влияния Запада и его культуры, возрождение этих значений наблюдалось в эпоху Мэйдзи, главным образом благодаря книге японского ученого Нитобе Инадзо: «Бусидо — душа Японии». В этой книге, впервые для западной аудитории, были описаны вышеперечисленные понятия, с тех пор как эти ценности возродились вновь, через практику боевых искусств и так называемые гендай-будо.

Продолжение статьи здесь: Часть 2

© Автор: Гильом Эрард — 4-й Дан в Айкидо (Айкикай), 2-й Дан Дайто-рю Айки дзюд-зюцу (Такумакай)
© Перевод: Валерий Карибьян  — автор книг Банк Цитат, Боевые искусства: Заметки о Пути, наставник Школы Сёриндзи Кэмпо
, двукратный чемпион Европы

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.