Данная статья является моей экзаменационной теоретической работой в Дайто-рю айки дзю-дзюцу, уровень — Сёдан. Мои изыскания в этом труде направлены на освещение такого атрибута тренировочной одежды, как хакама. Почему «продвинутые» носят хакама — часть 1. Я постараюсь отделить вымыслы от фактов, чтобы прояснить истинное значение этого одеяния. Открыть понимание символизма их повседневного ношения и практического применения для продвинутых уровней.
История появления хакама
Хакама — это традиционная японская часть одежды поверх кимоно, которую носили представители высших классов. Ученые датируют появление хакама периодом Хэйан (794 — 1185), когда придворные женщины носили «брюки» похожие на современные хакама. Позже люди стали надевать каригину и суикан — так называемые брюки-юбки. А в период Камакура (1185 — 1332) мужчины наездники из класса воинов стали уже применять простые хакама.
С тех пор как хакама стали распространяться в высшем сообществе, появилось большое количество их стилей, цветов и разнообразие тканей, из которых они изготавливались. Даже количество складок в зависимости от типа значительно варьировалось. Позже эти брюки получили свое распространение среди воинов низших классов в виде момохики. Это были длинные «брюки», которые завязывались на конце, в нижней части голени. Обычному населению, равно как ученым и даже купцам, также было позволено носить хакама. Люди, которые преимущественно работали в поле, надевали более узкие формы нобакама.
По мере того как западная культура проникала в Японию, хакама становились все более официальной или праздничной одеждой (например, для свадьбы). В качестве повседневного одеяния они применялись уже только синтоистскими священниками и практикующими боевые искусства.
Показатель ранга
В большинстве Кобу-до (традиционные боевые искусства, созданные в период феодальной Японии между 1192 и 1867 годами), таких как Иайдо, Кюдо и Нагината-до, хакама носились учениками любого уровня с первых дней практики, что сохранилось и в наши дни. Учитывая тот факт, что в перечисленных видах не носят брюки от обычного кимоно, было бы немыслимо прийти в Додзё не в хакама. Многочисленные свидетельства уважаемых шиханов говорят о том, что до Второй Мировой войны их ношение было обязательным для всех учеников Дайто-рю и Айкидо (эти две группы не так сильно отличались в то время).
Тем не менее из-за суровости послевоенных лет некоторые Школы решили снять финансовое бремя с учеников в первые годы тренировок. В противном случае им пришлось бы добывать хакама и выкладывать за них деньги, которых едва хватало на существование. Со временем это стало традицией, а впоследствии установилось в качестве обязательного правила, согласно которому хакама можно было надевать только после достижения уровня сёдан (1-й дан). Такие школы как Ёсинкан пошли еще дальше и разрешили ношение хакама только после достижения уровня ёндан (4-й дан). В школах Дзю-дзюцу (джиу джитсу) и Дзюдо их надевали лишь для демонстрации техники ката и техник с оружием. Для работы голыми руками и борьбы на земле они не применялись.
Начало Пути
По мере того как шло время, ассоциация хакама с рангом их носителя стало очевидным. Система рангов (дан) была внедрена сравнительно недавно (1883) основателем Дзюдо — Дзигоро Кано (1860 — 1938). Ранговая шкала успешно была апробирована другими видами, такими как Дайто-рю, Айкидо, Иайдо и пр. Разумно предположить, что понятие «хакама» как уровень ранга стало существовать именно в этот период. Это подробно освещено в хрониках Айкидо, в которых тесно переплетаются связи между Морихэем Уэсибой, Такумой Хиса и Такэдой Токимунэ. В Додзё Такумакай правила ношения брюк были схожими с правилами в других группах. Правда, я не смог найти этому фактических подтверждений.
Вне зависимости от исторических предпосылок, которые сформировали правила ношения хакама, практикующие Дайто-рю айки-дзюцу испытывают определенные ощущения, надевая эту часть тренировочной одежды. Хакама подчеркивали статус высшего класса самураев, поэтому вопрос тренировки с хакама или без них практикующими начального уровня рассматривался всерьез. Что же касается уровня сёдан (1-й дан), то в данном понятии кроется более глубокий смысл, чем может показаться. Сёдан означает, что практикующий еще далек от «недосягаемого конца» и в сущности эта степень означает начало «Пути».
Также считается, что адепт достигший уровня сёдан в Дайто-рю только теперь по-настоящему начинает практику. Присяга, которая подписывается при достижении этого уровня, носит такой же смысл. Ношение хакама, интегрированное в систему Айки, можно считать экстериоризованным и в то же время, на уровне юданся («продвинутый уровень»), подчеркивает ответственность и сопричастность к Школе.
Форма и цвет хакама
Для очевидного практического применения в большинстве случаев в боевых искусствах используют уманори — так называемые хакама наездника, которые имеют две раздельные штанины. Однако в некоторых Школах Ко-рю (традиционные Школы) предпочитают нобокама, вероятно, из-за практических преимуществ зауженных штанин. Единственное исключение касается некоторых школ Кюдо, где женщины носят нераздельные штанины андон бакама (брюки-фонарь).
Нет определенной формы, которая рекомендуется в справочнике Такумакай. Однако уманори наиболее широко используется в нашей Школе, как и во многих других Ко-рю. Тем не менее руководство Такумакай указывает на то, что уровень сёдан и выше должен носить синие хакама, а сихан (эксперт), кёдзю даири (инструкторы) и сибу-чё (руководители филиалов) — обязаны носить черные. Данная система упрощена по отношению к форме и цвету, в сравнении с другими Школами Ко-рю.
В Тода-ха боку-рю стиль хакама-уманори является нормальным, но приемлемые цвета там — синий, черный и белый. В некоторых других Школах Ко-рю, в т.ч. Синбукан Сэнсэя Курода, любые цвета приемлемы. Ссылаясь на предвоенные годы тренировок Морихэя Уэсибы у сэнсэя Накаяма Хакудо в Кобукан Додзё видно, что там было допустимо ношение белых брюк.
Накаяма Хакудо — основатель стиля Мусо Синдэн-рю говорил, что ношение белых хакама позволит выявить нечистоплотных студентов, поскольку на белой ткани это будет очень заметно. Однако история показывает, что самым распространенным цветом был синий, даже не черный. Краска индиго и ткань айдзомэ использовались для окрашивания многих традиционных одежд, в том числе и хакама. Черные цвета стоили дорого и получили свое распространение лишь с введением синтетических красителей и тканей.
Значение цветов и складок хакама
Я не смог найти конкретного значения цветов хакама в справочнике Такумакай. Возможно, смысл кроется в самом объекте. В основном своем значении они служат связующим звеном между практикующими, будь то иностранцы или японцы, и традиционной японской культурой. Обычаи и ритуалы, связанные с хакама, имеют особое значение.
Надевание хакама перед практикой — это настрой и даже медитация. Правильно их надевая, можно избежать расхлябанности в одежде после практических действий в Дайто-рю. Проявление заботы о тренировочной одежде и результаты практики адепта говорят многое о его состоянии сознания. Каждый уважающий себя будока обязан проявлять великую заботу в представлении себя, что также демонстрирует лицо учителя и Школы.
Благодаря дворянскому происхождению хакама несут в себе достоинство и ответственность. Как только вы их надеваете, движения уже не должны быть прежними. Это называется хаками сабаки. Покрой и форма брюк стимулирует особый поток движения, который можно назвать течением ки (поток энергии). Иногда я слышал, как инструктора говорили практикующим, что если у них развязываются хакама после выполнения техники, то их движения были неправильными, ненастоящими. Многие стили боевых искусств вкладывают особые понятия в значения складок на хакама, отражающие моральную ценность и этические принципы воина.
Суть моральных ценностей японского воина
Эта система ценностей пропитала японский класс воинов после прихода принципов конфуцианства. В частности, Ву-чан (пять констант), которые символизируют пять добродетелей, составляющих основу общества:
- Жэнь: сострадание.
- И: уместность.
- Ли: соблюдение обрядов и обычаев.
- Чи: проницательность/мудрость.
- Хсин: взаимное доверие.
Позже знаменитый японский фехтовальщик Миямото Мусаси (1584-1645) перенял эти ценности и описал их в своей книге «Пяти колец» (Го Рин но Сё), перечислив их как:
- Дзин: доброжелательность.
- Ги: истина и справедливость.
- Рэй: вежливость.
- Чи: мудрость.
- Син: вера.
Эти значения были широко приняты самураями в эпоху Токугава (1600-1868) и до реставрации Мэйдзи. Однако такая система мысли снизилась вместе с исчезновением класса воинов. Перед лицом растущего влияния Запада и его культуры возрождение этих значений наблюдалось в эпоху Мэйдзи, главным образом благодаря книге японского ученого Нитобэ Инадзо: «Бусидо — душа Японии». В этой книге впервые для западной аудитории были описаны вышеперечисленные понятия — с тех пор, как эти ценности возродились вновь через практику боевых искусств и так называемые Гендай-будо.
О том, почему продвинутые носят хакама, продолжайте читать во второй части эссе.
Автор: Гильом Эрард
Источник: guillaumeerard.com