Почему «продвинутые» носят хакама. Часть 2

Продолжаем изучать вопрос: Почему «продвинутые» носят хакама — часть 2. Хотя принятие конфуцианских ценностей классом воинов хорошо задокументировано, остается неясным датирование их связи со складками на хакама. Многие ученые утверждают, что это произошло в эру Мэйдзи.

Помня о том, что происхождение хакама зародилось в высших классах и имеет корни в синтоизме, ассоциация их с конфуцианским (и буддийским) учением и синто, представляет собой интересную иллюстрацию синкретизма, который произошел в Японии между двумя системами мышления.

Постулаты

Независимо от своего происхождения, ассоциации, которые видят в этом современные инструкторы, широко описаны в различных источниках. Например Саотомэ Митсуги в своей книге «Принципы айкидо», перечисляет эти принципы следующими:

  • Дзин (仁): доброжелательность.
  • Ги (義): честь или справедливость.
  • Рей (礼): вежливость и этикет.
  • Чи (智): мудрость, интеллект.
  • Син (信): искренность.
  • Чу (忠): верность.
  • Ко (孝): благочестие.

Это одна из нескольких вариаций на данную тему. Поскольку представляется затруднительным нахождение каких-либо исторических свидетельств и конкретного количества принципов, связанных со складками на хакама, нам следует быть осторожными в выдвижении версий.

В действительности существует несколько альтернатив, приведенному выше списку. В них количество складок на хакама варьируется, как в Кендо. Масатака Иноуэ в своей книги «Кен но Кое» («Голос меча») указывает на следующие принципы:

  • Чу (忠): верность.
  • Ko (孝): справедливость.
  • Чжинь (仁): человечность/сострадание.
  • Gi (義): честь.
  • Рей (礼): уважение.

Значение складок на хакама в Дайто-рю айки дзю-дзюцу

Справочник Такумакай указывает на значения, приписываемые складкам хакама, которые включают в себя 5 вышеуказанных принципов, основанных на конфуцианстве, плюс складку на задней части, представляющую собой дополнительную ценность — путь искренности, то, что человек принимает.

Даже если связь между складками и значениями исторически трудно прослеживается, ясно, что эти ценности действительно использовались воинским классом. Поэтому практика Ко-будо и обучение людей в Айки дзюд-зюцу должны также охватывать эти идеалы.

Идеалы Айки дзюд-зюцу

  • Дзин (仁): доброта, великодушие. Это требует большого внимания к другим людям, независимо от их происхождения, возраста, пола, убеждений, здоровья и физического состояния. Нужно позаботиться о том, чтобы не вызывать лишних хлопот ни для себя, ни для других, а также не причинять боль.
  • Ги (义): честь, справедливость. Не следует злоупотреблять чувством чести для оправдания негативных поступков, в том числе и вовлечение в драки и конфликты. Ги требует уважения и к себе, и к другим. Оно включает в себя верность данному слову, обещаниям и идеалам. Смысл Ги «есть чувство обязанности действовать справедливо»
  • Рей (礼): этикет, вежливость. Вежливость является выражением подлинного интереса, отношения к другим, независимо от их социального положения, с помощью жестов и взглядов, а также проявление уважения. Обычаи этикета являются частью экстернализации вежливости. Они используются для обеспечения структуры, в рамках которых мы можем взаимодействовать с другими людьми и со своим учителем в Додзё в приятной и гармоничной манере.
  • Чи (智): мудрость, понимание в смысле проницательности. Мудрость есть способность придавать вещам и событиям важность, принимать их, как они есть, не позволяя страсти затуманить суждения. Спокойствие помогает различать положительные и отрицательные качества всех вещей и событий. Это форма интеллекта.
  • Син (信:) доверие, честность. Это имеет фундаментальное значение в боевых искусствах. Без этого, наша практика — только имитация или даже бесполезная жестикуляция. Если человек не искренен в своей работе, он не проявляет уважения к другим людям, думая только о себе и не давая прогрессировать остальным. Наше обязательство должно быть полным, постоянным и однозначным, потому что мы знаем, что иллюзия не может длиться долго перед требованиями нашего пути и взглядами окружающих.

Хакама как физический показатель долга и сути

Ранее мы узнали, что хакама — это рудиментарная часть одежды эры Хэйан, которая является эпохой новаторских идей Синря Сабуро Минамото но Ёсимицу (1045 — 1127). Этому мастеру приписывают открытие концепций Айки и считают инициатором передачи Дайто-рю из поколения в поколение. Исходя из этого, практикующие Дайто-рю должны воспринимать хакама как символ знатного наследия и драгоценного знания, которые нам передано старшими. Это также должно вызывать чувство уважения и опасения за попытки искаженной интерпретации учения Дайто-рю. За него несут ответственность современные юданся (старшие ученики, инструкторы и учителя).

Это знак другим, практикующим Кобу-до о том, что мы проявляем большой интерес уважение к наследию прошлого. Следует помнить о том, что в современной Японии уже почти никто не ходит в Додзё в хакама. Поэтому практикующие Кобу-до, и в частности Дайто-рю, должны понимать, что на них лежит ответственность по сохранению самобытности и передачи традиции ношения другим поколениям.

И наконец. Для меня хакама, независимо от их вида и цвета, это напоминание ценностей, которые откликаются в сердце, после того как тебе вручат эту важную часть одежды. Это больше, чем подчеркивание статуса. Это связь и обязательство между учителем и учеником. И поэтому независимо от исторических объяснений и модернизации, хакама по-прежнему несут в себе сильный смысл. Хакама — это признание коллегами твоих способностей и признание твоего следования Пути. Вот почему «продвинутые» носят хакама.

Начало статьи здесь: Часть I

© Автор: Гильом Эрард — 4-й Дан в Айкидо (Айкикай), 2-й Дан Дайто-рю Айки Дзюдзюцу (Такумакай)
© Перевод: Валерий Карибьян  — автор книг «Банк Цитат» и «Боевые искусства: Заметки о Пути»


Поделиться:

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.