Выход Дракона: Непревзойденный Брюс Ли

Прошло более сорока лет с тех пор, как легендарный актер и мастер боевых искусств Брюс Ли ушел из этого мира, окончив свой земной путь молодым, красивым и знаменитым. Казалось бы, индустрия кино за эти годы продвинулась далеко за пределы того, что могли себе представить в те далекие 60-70-е годы воротилы только еще начинающего набирать обороты жанра экшн-поединков.

Боевые сцены в кино

Далеко вперед продвинулись и средства реализации боевых сцен, начиная с хитроумных и эффектных трюков и поединков, и заканчивая всякими изощренными техническими средствами на вооружении профессиональных групп каскадеров с одной стороны и гениев компьютерной графики — с другой. Порой можно и не быть реальным мастером боевых искусств, но сниматься в роли такового.

Оригинальный постер фильма «Выход Дракона»
Оригинальный постер фильма «Выход Дракона», 1973. Реж. Роберт Клауз / © Warner Bros.

Однако при наличии сегодня большого количества фильмов с умопомрачительными поединками и сюжетами, сложной и замудренной постановкой боевых сцен, любители и поклонники боевых искусств считают картины с Брюсом Ли классикой жанра, пересматривают их по несколько раз и даже сегодня отмечают их актуальность.

Для многих эти фильмы лучше того, что было за все последующие годы после ухода из жизни незабываемого Брюса Ли. И, конечно, самым удачным, знаменитым, кассовым и красивым фильмом с его участием является «Выход Дракона» 1973 года, выпущенный компанией Warner Bros.

Турнир Хана

Как я уже писал в статье о фильме «Кикбоксер», картины данного жанра снимать непросто, в том смысле, чтобы они оказались для зрителя интересными и захватывающими. Ведь спектр сюжетной реализации не так обширен, и основной упор делается на то, что может продемонстрировать на экране человек, владеющий искусством боя.

Существуют, конечно, разного рода эксперименты с абсурдными историями, дешевой постановкой и непрофессиональным подходом к трюкам с минимально необходимой актерской игрой, но кому эти фильмы нужны и куда они теперь сгинули? Сценарии же большинства картин сводятся к банальным и распространенным завязкам и развязкам: травма-триггер — жажда мести — поединок — победа.

Кадр боя с Охарой из фильма «Выход Дракона»
Кадр из фильма «Выход Дракона», 1973. Реж. Роберт Клауз / © Warner Bros.

Чтобы грамотно реализовать сюжет фильма о боевых искусствах, необходимо мастерство, харизма и талант актера, а также грамотная постановка и организация съемочного процесса со стороны киноделов. Безусловно, сценариста необходимо выделить отдельной строкой, ведь хороший сценарий — залог успешной экранизации.

В мире, где существует и используется огнестрельное оружие, навыки боя рискуют оказаться бесполезными перед лицом беспринципных злодеев. И тут на помощь приходит одна из лучших находок сценариста — введение в сюжет турнира, вокруг которого разворачиваются основные события. Таким образом можно избежать трюкачества и неправдоподобности, и в то же время продемонстрировать красоту и выразительность экранного поединка.

В сцене диалога Брюса Ли с агентом-вербовщиком перед отправкой есть объяснение, почему на острове отсутствует оружие и провозить его туда нельзя вообще. Одним словом, идея турнира и то, как он был показан, оказалась успешной.

Актеры легендарного фильма

Несомненно успех фильма складывается не только из-за присутствия в нем боевых искусств и зрелищных боев. В картине удачно прорисованы характеры основных персонажей. Особенно ярко и интересно продемонстрированы ситуации, предшествовавшие отъезду на турнир мистера Ли (Брюс Ли), Ропера (Джон Саксон) и Вильямса (Джим Келли).

Кадр с Джимом Келли из фильма «Выход Дракона»
Кадр из фильма «Выход Дракона», 1973. Реж. Роберт Клауз / © Warner Bros.

У каждого свои причины, мотивация и надежды. Авантюрист бежит от долгов, несгибаемый и ищущий славы черный боец — от полиции, а воспитанник Храма Шаолинь и любящий сын жаждет мести, имея на это веские причины. Виновник трагедии семьи Ли — о’Хара в исполнении Боба Уолла проработан не менее колоритно и вызывает у зрителя соответствующие к нему чувства.

Стоит заметить, что гример, наложивший столь подходящий его персонажу шрам, потрудился хорошо, сделав его органичным. И мистер Хан, владелец острова, был великолепно сыгран китайским профессиональным (в отличие от некоторых) актером Ши Кьеном. Этакий местечковый царек-наркобарон, заманивающий молодых девушек в свои сети и продающий их для плотских утех, предварительно подсадив на наркотики. Актер смог в финальных сценах продемонстрировать навыки боя. Персонажи Анны Капри и Боло Янга (Янг Цзе — «китайский геркулес») тоже остались запоминающимися.

Атмосфера «плохого» острова

Еще один фактор, который держит зрителя в напряжении, — это сама таинственность острова и всего, что происходит внутри обособленной преступной ячейки криминального мира. Вслед за мистером Ли мы окунаемся в зловещие подземелья, где происходят «чёрные дела»: создаются новые виды наркотиков, которые тестируются на невинных жертвах. Эти сцены завораживают, а опасность быть раскрытым усиливает и без того нагнетенную интригу.

Мистер Ли не раскрывается полностью, однако Хан понимает, что кто-то проник в «святая святых», и устраивает показательную расправу над нерадивой охраной, а затем и вовсе ошибочно лишает жизни невиновного гостя — мистера Уильямса. Это повергает в шок Ропера, когда тот видит своего подвешенного друга уже после того, как отказывается присоединиться к преступному синдикату. Согласитесь, сцена впечатляющая.

Кадр с Джоном Саксоном и Боло Янгом из фильма «Выход Дракона»
Кадр из фильма «Выход Дракона», 1973. Реж. Роберт Клауз / © Warner Bros.

На мой взгляд, эпизоды, снятые на острове, — одни из самых сильных, особенно те, которые показывают турнир и подземелье. И не удивительно, ведь предшествующий кульминационному поединок с толпой охранников является без преувеличения одним из лучших в истории боевого кино. Обратите внимание, что в фильме совсем нет каких-то модных сегодня полетов над деревьями и сложных акробатических трюков. Поединки просты и понятны, но пересматривать их хочется по много раз.

Кино всегда состоит из нюансов и маленьких деталей, а здесь эти детали оказались яркими и запоминающимися. Чего стоит одна только находка с зеркалами. Представляю, как непросто было снимать сцены в зеркальной комнате — шедевральная, магическая и жуткая атмосфера.

Философия Дракона

Было в фильме и много других важных сцен, а также социально острых подтекстов. Вспомните эпизод с полицейскими расистами; нищими, живущими в джонках; сцену, где Ропер завязывает романтические отношения с Таней (связь с преступным миром — всегда гибель), а в конце видит ее лежащей мертвой посреди хаоса массовой драки, и с каким сожалением на это реагирует мистер Ли — так же, как он и не был рад лишить жизни Охару.

Кадр с Брюсом Ли из фильма «Выход Дракона». Дротик
Кадр из фильма «Выход Дракона», 1973. Реж. Роберт Клауз / © Warner Bros.

Месть за гибель близких, какой бы праведной она ни была, отягчает сердце человека, оставляя в душе бездонную, выгрызенную дыру, а факт свершения мести, так или иначе, до конца жизни будет идти рука об руку с невозможностью вернуть близких…

Из книги «Банк цитат»

Нельзя отбрасывать и философскую подоплеку фильма. Ведь Брюс Ли был не только актером и мастером боевых искусств, а еще и философом, что нашло яркое отражение в его текстовых работах и высказываниях. Слова мастера вдохновляли целые поколения людей, они всегда актуальны, просты и в то же время — глубокие.

В этом контексте примечательны сцены с наставником и учеником, монолог на кладбище, эпизод на лодке, где Брюс Ли продемонстрировал на практике действенность принципа «Искусство борьбы без борьбы». Сцена с Охарой, который разбивает доску перед Ли, а тот отвечает ушедшей в народ культовой фразой: «Доски сдачи не дают».

Рука Голливуда

Одним словом, «Выход Дракона» — яркий пример сочетания профессионалов из Голливуда и большой харизмы, таланта, энергии и мастерства легендарного Брюса Ли, не дожившего, к сожалению, до премьеры своего самого лучшего фильма всего каких-то шесть дней. Он ушёл из жизни так, будто этот фильм был его самой последней и важной миссией на земле. Но он оставил нам послание через свою картину. Какое — каждый решит для себя сам.

«Выход Дракона» признан лучшей картиной с участием Брюса Ли и классикой кинематографа. В 2004 году она вошла в список кинолент для хранения в библиотеки конгресса США. Но главное, этот шедевр навсегда останется одним из самых любимых и пересматриваемых фильмов для миллионов поклонников боевых искусств и не только, которых вдохновил легендарный мастер.

Смотрите фильм «Выход Дракона» и наслаждайтесь талантом, красотой и мастерством человека-легенды по имени Брюс Ли.

Читайте также: Кикбоксер 1989. Вдохновляющая классика

© Автор: Валерий Карибьян, руководитель Школы Сёриндзи Кэмпо

Страница фильма «Выход Дракона» на Warner Bros.

Оставьте комментарий