Пэн по-китайски значит «подъем руки». В китайских символах передается знаками руки и двух лун. Это указывает на наклонный характер движения, потому что в реальной жизни луна никогда не бывает прямо над головой. Разберемся, что означает боевая стойка Пэн.
Искусство тайцзи впитало эту идею, и она превратилась в «движение по диагонали вверх» в защите против надвигающейся атаки. В стойке заключена идея сотворения контролируемой силы из хаоса атаки, а также предотвращения развития надменности и бедствия с помощью самоконтроля.
Заносчивый дракон
В классике тайцзи утверждается, что если в ходе представления форм «рука пэн» поднимается выше уровня рта, то движение уподобляется заносчивому дракону, приближающемуся к собственному падению.
В боевом приложении пэн используется для упреждения атаки противника парированием надвигающегося удара, включая внутреннее намерение архетипа в идущее по косой движение вверх. Примером стоек, где присутствует этот принцип, может служить «прекрасная леди сидит за ткацким станом» (верхняя рука).
Во время тренировок пэн в формах тайцзи руку надо останавливать так, чтобы ладонь была развернута в сторону рта и смотрела на него.
Это правило следует выдерживать, чтобы тренировать удержание уровня ци в данной точке. Пространство между большим и указательным пальцами, т.е. первым и вторым, должно быть на уровне рта, на одной линии с точкой иньцзяо (Gv 27). Про меридиана регулирующего сосуда — думо.
Классический пример заносчивости и чванства приводит греческий миф о Дедале и его сыне Икаре. Спасаясь от заключения в тюрьму, Икар, несмотря на предупреждения своего старого, мудрого отца, с помощью хитро придуманных восковых крыльев взлетел слишком высоко к солнцу. Результат печален: крылья расплавились, а юноша камнем пал вниз, разбившись насмерть. Горячность момента лишила его способности рассуждать здраво и привела к падению.
Полеты во сне
Карл Юнг вполне справедливо не любил правил, но он заметил, что полеты во сне отражают, как сновидец в запальчивости того или иного рода возвышается над самим собой и вот-вот неминуемо больно упадет. Отсюда мы извлекаем урок:
Тот, кто заранее предупрежден, — хорошо вооружен
А в нашем случае это значит, что следует избегать опрометчивых движений, основанных на собственном близоруком высокомерии.
Еще один «секрет» тайцзи состоит в том, что ци направляется вслед за намерением. Чем сильнее намерение, тем мощнее поток ци. На начальном этапе осваиваются три вида техники внутреннего «дыхания», используемых в тайцзи. И это не просто набор дыхательных упражнений, но и статические приемы тренировки данных техник
- «Обратное дыхание» задействует мышцы живота на вдохе и выдохе. На вдохе, а это движение инь, живот и диафрагма втягиваются внутрь и вверх, а на выдохе, т.е. движении ян, живот и диафрагма расширяются вниз и кнаружи, при этом грудь остается неподвижной.
- Микрокосмической орбитой называется траектория, по которой мысленно направляется ци. На вдохе инь ее отсылают вверх по каналу думо, вдоль позвоночника, далее выше и через голову. Затем на выдохе она идет вниз по каналу жэньмо — передней части торса.
- В «дыхании мяча», как показано ниже, надо представить, что корпус и конечности составляют Х-образную опору расширяющегося и сокращающегося шара. Центр X находится в даньтянь. Этот прием приписывался семье Ян, и его описание очень простое. Формированием внутреннего образа ци распространяется от даньтянь к кистям рук и ступням через твердые стороны тела ян — вдоль спины и более жестких, внешних сторон рук и ног, где проходят меридианы ян. Поток энергии направляется вдоль линии меридиана через области ян корпуса, рук и ног. Затем на вдохе ци оттягивают обратно вдоль центра внутренних сторон конечностей и торса, места расположения меридианов инь. Однако в данном случае исключение подтверждает правило, поскольку канал желудка ян пролегает вдоль области инь. Это канал-гибрид, ведь в нем поток энергии ян выступает как Мать, питающая и распределяющая энергию.
Приемы 1, 2 и 3 должны сопровождать каждое движение тайцзицюань и могут приниматься как составляющая статических форм цигун, которые помогают отработать данную процедуру до такой степени, что это становится второй натурой. Обратное дыхание (1) в тайцзи и цигун может использоваться и само по себе.
Аспект дыхания мяча
На начальной ступени тренировки визуализации пэн всегда является движением ян, включающим аспект ян дыхания мяча (2). Впоследствии оно сопровождается нисхождением ци в микрокос-мической орбите (3) вдоль канала жэньмо, где она, слегка снижаясь, поворачивает в точке хуиинь в промежности к точкам юнцю-ань меридиана почек на подошвенной стороне ступни (Pt. 1).
Если обобщить, то пэн выполняется в тайцзи (как сказано выше) вместе с техниками внутреннего дыхания и боевым и философским намерением «пэн ци», которое с практикой должно превратиться во вторую натуру. Это основной формат для начинающих, которые хотят изучить разнообразные приемы пэн и развить их использование в толчках руками, самозащите и применять на тренировках с использованием оружия.
Эти действия дополнительным потоком ци благоприятно воздействуют на мозг и тело. Ян Чэн Фу, последний выдающийся представитель тайцзи в боевых единоборствах, сохранил «внутренние» приемы в приложении к самозащите.
Даже после наступления огнестрельного оружия в начале XX века Ян поддерживал свое искусство. Он понимал, что это путь сохранения «семейной» техники борьбы. Его стремление придерживаться «традиционных способов» обеспечило целостность правильных стоек, которые выстраиваются согласно меридианам, а также сохраняет динамичность циркуляции, наращивающей ци, чего можно достичь исключительно методом цигун.
Автор: Александр Буран, «Боевая стойка Пэн»