Дзэн-буддизм

Дзэн-буддизм (Чань-буддизм)

Что такое Дзэн-буддизм?

В пятом веке проникает буддизм в Китай. Легендарный Бодхидхарма завёз новые техники медитации под общим названием «дхьяна» – этот философский термин в Поднебесной в дальнейшем переименовали в «чань», а в Японии он преобразовался в «дзэн».

В Китае буддизм принял своеобразные черты, смешавшись с даосизмом. Многие востоковеды и синологи считают, что чань перенял больше от даосизма, чем от индийского буддизма. Во всяком случае, некоторые патриархи чань-буддизма называли своих учеников даосами. Например, знаменитый Линьцзи обращался так к своим слушателям.

Дзэн-буддизм развил теорию мгновенного просветления, согласно которой высшее состояние можно обрести не в результате чтения священных книг, не в результате постепенного духовно-нравственного совершенствования, но внезапно, как следствие парадоксального видения, озарения. Дзэн стремится выбить сознание из шаблонных рамок, для этого монахи используют коаны (непонятные, парадоксальные фразы), различные методы концентрации.

Дзадзэн — простое сидение, одна из таких методик: практикующий просто сидит лицом к стене, ни о чём не думая и ничего не стараясь достичь. В этой практике заключается суть дзэн. Стремление к просветлению является заключительным препятствием для его достижения. Поэтому дзэн-буддисты устраивали символическое сожжения священных текстов, а Линьцзи призывал «убивать» патриархов и самого Будду.

 

Дзэн-буддизм, Чань-буддизм

Дзэн-буддизм повлиял на все стороны китайской и японской культуры: сказался в поэзии, живописи, каллиграфии, театре, боевых искусствах; многие великие подвижники дзэн были талантливыми поэтами, например Догэн; эстетические каноны Японии происходят из мировоззрения дзэн. Садовое искусство Японии, чайная церемония и даже игра на флейте сякухати – всё это составляет часть духовных практик дзэн-буддизма.

Согласно философии дзэн, для достижения высшего состояния необязательно удаляться от мирских дел, достаточно предельной концентрации внимания. Результатом сосредоточения должно стать сатори – вспышка истинного видения, затем сатори становится непрерывным, и адепт достигает нирваны. Но парадокс дзэн состоит в том, что это поступательное движение ложно, ведь само ожидание, само мышление в категориях временного континуума есть препятствие на «пути» к сатори.

В XX веке дзэн-буддизм стал очень популярен на Западе, одним из его распространителей в Америке был Судзуки Тэйтаро, книги которого являются классикой дзэн-буддизма.

 

Дзэн-буддизм



© Copyright: www.budofit.ru

Использование материалов сайта Будо Фит запрещается. Все права защищены.

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.