Боевые кланы ниндзя Ига-рю и Кога-рю

За долгую историю искусства шпионажа, в средневековой Японии сформировалось много школ ниндзюцу. Особое место среди них занимают боевые кланы ниндзя Ига-рю и Кога-рю. Их технический арсенал богаче в сравнение с другими школами ниндзюцу. Третье место можно отдать Кисю-рю. Но исторические исследования показали, что по сути эта школа следует традиции Ига-рю.

Если проанализировать содержание наставлений по Ига-рю и Кога-рю, обнаружатся столь ничтожные различия между ними, что на них можно не обращать внимания. Эти школы похожи друг на друга как две капли воды. Причем обе считают важнейшим письменным наставлением одну и ту же книгу — десятитомную «энциклопедию» «Бансэнсюкай».

Различия Ига-рю и Кога-рю

Что же касается различий между Ига-рю и Кога-рю, то некоторые авторы отмечают следующее. Ниндзя из Кога превосходили собратьев из Ига в синоби-но дзюцу, т. е. в искусстве шпионажа. Кроме того, в традиции Кога использовались яды и галлюциногенные смеси. Даже были изобретены конструкции портативных трамплинов.

Зато ниндзя из Кога почти не занимались фехтованием, поскольку тренировки с мечом сильно развивали запястья и предплечья. Если шпион переодевался бродячим монахом или шутом, его можно было легко вычислить по этим признакам.

Напротив, Ниндзя Ига-рю уделяли большое внимание развитию ловкости и подвижности. Отрабатывались уклоны и прыжки, проводились регулярные занятия боевыми искусствами. Сиба Рётаро утверждает, что воинское искусство ниндзя из Ига было столь совершенным, что оказало влияние на развитие военного искусства в соседних районах.

Он полагает, что знаменитая школа меча Ягю Синкагэ-рю многим обязана ниндзя из Ига. Правда, Окусэ Хэйситиро настаивает как раз на обратном. По его мнению, традиция Ягю Синкагэ-рю способствовала совершенствованию боевых приёмов воинов-ниндзя.

Различие между Ига-рю и Кога-рю заключалось также в том, что ниндзя Кога обычно действовали в группах, а ниндзя Ига предпочитали одиночные акции.

Кроме того, ниндзя из Кога, будучи вассалами рода Сасаки до конца эпохи Сэнгоку, служили исключительно этому клану. А ниндзя из Ига меняли хозяев, как перчатки. Фактически они продавали своё мастерство, сохраняя нейтралитет. Ига считали нормальным, если сегодня их нанимает Такэда, а завтра — Уэсуги. Они всегда выбирали то, что выгодно их клану.

Тесные связи обеих школ

О теснейших связях Ига-рю и Кога-рю говорилось немало. В древности они составляли один уезд. Эти кланы считались родственными. Интересно, что и о происхождении Ига-рю и Кога-рю некоторые источники сообщают схожие подробности. Например, возникновения Кога-рю связывают с 53 семьями, а Ига-рю с 49 додзё ямабуси.

В книге «Оми коти сиряку» смутно упоминается о существовании 49 кланов Ига и Кога, а перечислено только 40. В главе «Об истории» книги «Кога-рю ниндзюцу хисё» («Секретная книга по ниндзюцу школы Кога») история искусства шпионажа начинается с некоего Эми Осидзё из Кога. Потом рассказ плавно переходит на Ига-рю.

Далее сообщается о действиях ниндзя из Ига на службе у Кусуноки Масасигэ. Заканчивается изложение истории ниндзюцу утверждением, что истинный патриарх Кога-рю — Акутагава Хёбу. Причем тут же говорится, что Кога-рю — это ответвление Ига-рю. Таким образом, возможно, что под Ига-рю и Кога-рю понимается одна и та же традиция ниндзюцу.

Если исследовать истоки самих терминов Ига-рю и Кога-рю, выясняется, что первые упоминания о них относятся к концу XV века. Это время сражения Роккаку-сэмэ Магари-но дзин, после которого люди из Кога и Ига стали наниматься на службу к разным даймё. Их брали в качестве шпионов и диверсантов. Естественно, что их искусство стали называть по родовой местности.

Таким образом, названия Ига-рю и Кога-рю появились стихийно, а не были присвоены этим школам кем-либо из отцов-основателей. Это сильно отличает Ига-рю и Кога-рю от других японских школ военного искусства, например, от Катори синто-рю, где известен создатель. Существуют тексты, зафиксировавшие набор правил и наставлений.

Ига-рю и Кога-рю: кланы ниндзя
Выгодное положение Ига и Кога позволяло местной знати быть в курсе передовых достижений науки и искусства

Когда сформировались кланы ниндзюцу

Поэтому правомерен вопрос, когда же сформировались школы Ига-рю и Кога-рю? Ответить на него сложно. Скорее всего, это произошло не ранее второй половины XVI века. В этом плане показательно утверждение ряда источников, что создателем школы Кога-рю явился Тодзава Хакуунсай.

Считалось, что он был владельцем замка Ханакума в провинции Сэтцу, неподалеку от Осаки. Правда, в исторических документах среди владельцев замка Ханакума человека с именем Хакуунсай нет. Но известно, что князь Араки Мурасигэ, владевший Сэтцу и выстроивший этот замок, активно использовал шпионов из Ига и Кога. А ещё Нэгоро, Сайга и бойцов буддийской секты Икко во время борьбы против Оды Нобунага.

Возможно, что Ига-рю и Кога-рю оформились лишь в середине XVII века, когда впервые появились подробные технические «каталоги» — мокуроку. В них были зафиксированы специальные приёмы, уловки и образцы снаряжения. Речь идет об уже упоминавшейся книге «Бансэнсюкай» и о произведении Фудзибаяси Масатакэ «Сёнинки».

Совершенная традиция ниндзя

Стоит подробнее остановиться и на вопросе, почему в Ига-рю и Кога-рю сложилась совершенная традиция ниндзюцу. Это было предопределено совокупностью факторов. Во-первых, Ига и Кога находятся в самом сердце острова Хонсю, где зародилось и возникло японское государство. Издревле здесь проходили главные дороги, связывавшие основные города — Киото, Наниву (Осака) и Нагою.

Причем эти три города находились на довольно близком расстоянии от Ига и Кога (в среднем 70 км). Уже с древнейших времен эта область считалась культурным центром. Естественно, что выгодное положение Ига и Кога позволяло местной знати быть в курсе передовых достижений науки и искусства.

Так, из находящихся поблизости центров сюгэндо, — священных гор Ямато, Ёсино, Кумано и Курама, — сюда проникали сведения о методах психической тренировки и воинском искусстве ямабуси. Последние жили в священных горах эзотерического буддизма Хиэй и Коя.

Это были методы буддийской медитации и эзотерические ритуалы. Из Киото можно было позаимствовать гадательную науку Оммёдо. В конце XVI века из храма Ходзо-ин сюда проникает искусство боя с копьем. В то же время из поместья Ягю в Ямато появляется кэндзюцу. Все это перемешалось в Ига-рю и Кога-рю, в результате чего появилось загадочное искусство ниндзюцу.

Ссылка диссидентов

Немалую роль сыграло и то, в соответствии с распоряжениями императоров, в эти районы расселялись заморские иммигранты — китайцы и корейцы. Эти люди обладали передовыми знаниями в разных отраслях, в том числе в военном деле.

В эти горные труднодоступные районы часто бежали участники заговоров и члены политических группировок, потерпевших поражение. Туда же шли разорившиеся крестьяне и преследуемые ямабуси.

Это были люди умные, смелые, обладавшие богатым опытом. Недаром отсюда происходили легендарные личности. Это шпион Отомо-но Сайдзин, разбойник Кумадзака Тёхан, мятежный Фудзивара-но Тиката и начальник разведки Минамото Ёсицунэ Исэ Сабуро. Труднодоступность этих горных районов и крутой нрав жителей делали их привлекательными для грабежа и захвата в глазах феодальных властителей.

Однако, обилие мало связанных друг с другом долин и отсутствие силы, способной их подчинить, привели к появлению множества мелких, но агрессивных кланов. В Кога их было около 70, а в Ига, по сохранившимся до наших дней данных, — свыше 250. Причем семьи эти без конца враждовали друг с другом. В таких условиях методы партизанской войны и шпионажа приобретали решающее значение для выживания.

Все эти факторы привели к тому, что именно в Ига и Кога сложилась наиболее мощная традиция ниндзюцу. В книге «Буё бэнряку» («Краткое изложение военного дела») о синоби-но моно говорится:

Это те, кто в нашей стране и в других странах умеют прятаться. Они тайно пробираются в твердыню вражеского замка и узнают секреты врага

В некоторых книгах упоминается, что тех, кто подслушивает разговоры, называют синоби. Это то, чему должны учиться люди, выбранные для службы в кланах ниндзя. Это служба, которая занимается разведкой и шпионит за делами врага. Такую деятельность называли Ига-моно и Кога-моно. В Ига-рю и Кога-рю были умелые люди, которых иногда также называли кантё — «шпионы».

Это интересно: Где прячутся настоящие ниндзя?


Поделиться:

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.