Почему «продвинутые» носят хакама Часть I

Почему «продвинутые» носят хакама? Часть I

Почему «продвинутые» носят хакама Часть I

Начало. Продолжение здесь: Часть II

Данная статья является моей экзаменационной теоретической работой в Дайто-рю Айки Дзю-дзюцу, уровень — Сёдан. Мои изыскания в этом труде направлены на освещение такого атрибута тренировочной одежды, как хакама и я постараюсь отделить вымыслы от фактов, чтобы прояснить истинное значение этого одеяния. Крайне важным является понимание символизма повседневного ношения хакама и его практического применения для продвинутых уровней.

История появления Хакама

Хакама — это традиционная японская часть одежды поверх кимоно, которую первоначально носили представители высших классов. Учёные датируют появление хакама периодом Хэйан (794 — 1185), когда придворные женщины носили «брюки», как часть кимоно, которые были очень похожи на современные хакама. Позже, но в эту же эру, люди стали носить каригину и суикан — так называемые брюки-юбки. А в период Камакура (1185 — 1332), мужчины наездники из класса воинов стали уже применять простые хакама.

Почему «продвинутые» носят хакама? Часть I

С тех пор, как хакама стали распространяться в высшем сообществе, появилось большое количество их стилей и цветов, а также разнообразие тканей, из которых они изготавливались. И даже количество складок, в зависимости от типа, значительно варьировалось. Позже хакама получили своё распространения среди воинов низших классов, в виде момохики — длинных «брюки», которые завязывались на конце, в нижней части голени. Обычному населению, равно как учёным и даже купцам, также было позволено носить хакама. А люди, которые преимущественно работали в поле, надевали более узкие формы хакама, которые назывались нобакама (полевые хакама).

По мере того, как западная культура проникала в Японию, хакама становились всё более официальной или праздничной одеждой (например, для свадьбы), и в качестве непосредственно повседневного одеяния, применялись уже только синтоистскими священниками и практикующими боевые искусства.

Хакама как показатель ранга

В большинстве Кобу-до (традиционные боевые искусства, созданные в период феодальной Японии между 1192 и 1867 годами, также как и Гэндай-будо (современные боевые искусства), таких как Иайдо, Кюдо и Нагината-до, хакама носились учениками любого уровня, с первых дней практики, что сохранилось и в наши дни.
Учитывая тот факт, что чаще всего, в перечисленных видах не носят брюки от обычного доги, было бы немыслимо придти в додзё без хакама. Многочисленные свидетельства уважаемых шиханов говорят о том, что до Второй Мирововй войны ношение хакама было обязательно для всех учеников Дайто-рю и Айкидо (эти две группы не так сильно отличались в то время).

Почему «продвинутые» носят хакама? Часть I

Тем не менее, из-за суровости послевоенных лет, некоторые Школы решили снять финансовое бремя с учеников в первые годы тренировок, в противном случае им пришлось бы добывать хакама и выкладывать за них деньги, которых едва хватало на существование. Со временем это стало традицией, а в последствие установилось в качестве обязательного правила, согласно которому хакама можно было надевать только после достижения уровня сёдан (1-й дан). Некоторые Школы — такие как Ёсинкан — пошли ещё дальше и разрешили ношение хакама только после достижения уровня ёндан (4-й дан), в то время как в школах дзю-дзюцу (джиу джитсу) и дзюдо, хакама надевалось лишь для демонстрации техники ката и техник с оружием, а для работы голыми руками и борьбы на земле — не применялось.

Начало Пути

По мере того, как шло время, ассоциация хакама с рангом стало очевидным. Система рангов (данов) была внедрена сравнительно недавно (1883) основателем дзюдо — Дзигоро Кано (1860 — 1938), и успешно была апробирована другими видами, такими как Дайто-рю, Айкидо, Иайдо и многими другими, и разумно предположить, что понятие: хакама как уровень ранга, стало существовать именно в этот период. Это подробно освещено в хрониках Айкидо, в которых тесно переплетаются связи между Морихэем Уэсибой, Такумой Хиса и Такедой Токимунэ. Логично предположить, что в додзё Такумакай, правила ношения хакама были схожими с правилами в других группах, хотя я не смог найти этому фактических подтверждений.

Вне зависимости от исторических предпосылок, которые сформировала правила ношения хакама, практикующие Дайто-рю Айки-дзюцу испытывают определённые ощущения, надевая эту часть тренировочной одежды. Прежде всего, в действительности, хакама подчёркивали статус высшего класса самураев, поэтому всерьёз рассматривался вопрос практики с или без хакама практикующих начального уровня. Что же касается уровня сёдан (1-й дан), то в данном понятии кроется более глубокий смысл, чем может показаться: уровень сёдан означает, что практикующий ещё далёк от «недосягаемого конца» и в сущности — это степень означает начало «пути».

В числе прочего также считается, что адепт достигший уровня сёдан в Дайто-рю, только теперь начинает по-настоящему свою практику. Присяга, которая подписывается при достижении этого уровня, носит такой же смысл. И как следствие, ношение хакама, интегрированное в систему Айки, можно считать экстериоризированным, и в то же время, на уровне юданся («продвинутый уровень»), ношение хакама подчёркивает ответственность и сопричастности к Школе, а не просто различие.

Форма и цвет Хакама

Для очевидного практического применения, в большинстве случаев в боевых искусствах используют уманори — так называемые хакама наездника, которые имеют две раздельные штанины, хотя в некоторых Школах Ко-рю (традиционные Школы) предпочитают нобокама, вероятно, из-за практических преимуществ, предоставляемых зауженным штанинами. Единственное исключение касается некоторых школах Кюдо, где женщины носят нераздельные штанины андон бакама (хакама-фонарь).

Почему «продвинутые» носят хакама? Часть I

Нет определенной формы, которая рекомендуется в справочнике Такумакай, однако уманори, как мне представляется, наиболее широко используется в нашей школе, как и во многих других Ко-рю. Тем не менее, руководство Такумакай указывает на то, что, например, уровень сёдан и выше должен носить синие хакама, а сихан (эксперт), кёдзю даири (инструкторы) и сибу-чё (руководители филиалов) — обязаны носить черные хакама. Данная система, присущая нашей Школе, имеет достаточно упрощённую форму по отношению к форме и цвету, в сравнении с другими Школами Ко-рю.

В Тода-ха Боку-рю, к примеру, стиль хакама-уманори является нормальным, однако приемлемые цвета ношения там — синий, чёрный и белый, в то время как в некоторых других Школах Ко-рю, в т.ч. Синбукан Сэнсэя Курода, любые цвета хакама приемлемы. Ссылаясь на предвоенные годы тренировок Морихэя Уэсибы у сэнсэя Какаяма Хакудо, в Кобукан Додзё, видно, что там было допустимо ношение белых хакама. Накаяма Хакудо — основатель стиля Мусо Синдэн-рю, говорил, что ношение белых хакама позволить выявить нечистоплотных студентов, поскольку по белым хакама это очень заметно. Тем не менее, история показывает, что самым распространённым цветом был синий, даже не чёрный. Краска индиго и ткань аидзомэ использовались для окрашивания многих традиционных одежд, в том числе и хакама, в то время как черные цвета — очень дорого стоили и получили своё распространение лишь с введением синтетических красителей и тканей.

Значение цветов и складок

Я не смог найти конкретного значения цветов хакама в справочнике Такумакай, но возможно, смысл кроется в самом объекте, и даже его цвете. В основном своём значении хакама служат связующим звеном между практикующими, будь то иностранцы или японцы, и традиционной японской культурой. Обычаи и ритуалы, связанные с хакама, имеют особое значение.

Почему «продвинутые» носят хакама? Часть I

Надевание хакама перед практикой, является неким настроем и даже медитацией, к тому же, правильно надевая хакама, можно избежать расхлябанности в одежде, после практических действий в Дайто-рю. Проявление заботы о своих хакама и результаты практики адепта, могут многое сказать о его состоянии сознания; каждый уважающий себя будока обязан проявлять великую заботу в представлении себя, что в действительности также представляет лицо учителя и Школы.

Благодаря дворянскому происхождению, хакама несут в себе достоинство и ответственность. Как только вы надеваете хакама, ваши движения уже не должны быть прежними — это называется хаками сабаки. Покрой и форма хакама стимулирует особый поток движения, который можно назвать течением ки (поток энергии). Иногда я слышал, как инструктора говорили практикующим, что если у них развязываются хакама после выполнения техники, то их движения были не правильными, не настоящими.

Многие стили боевых искусств вкладывают особые понятия в значения складок на хакама, отражающие моральную ценность и этические принципы воина.

Суть моральных ценностей японского воина

Эта система ценностей, вероятно, пропитала японский класс воинов после прихода принципов конфуцианства, в частности системы Ву-чан (пять констант), которые символизируют пять основных добродетелей, составляющих основу общества:

  • Жэнь: сострадание;
  • И: уместность;
  • Ли: соблюдение обрядов и обычаев;
  • Чи: проницательность, мудрость;
  • Хсин: взаимное доверие.

Позже, знаменитый японский фехтовальщик Миямото Мусаси (1584-1645) перенял эти ценности и описал их в своей книге «Пяти колец» (Го Рин но Сё), перечислив их в качестве:

  • Дзин: доброжелательность;
  • Ги: истина и справедливость;
  • Рей: вежливость;
  • Чи: мудрость;
  • Син: вера.

Эти значения тогда были широко приняты классом воинов в эпоху Токугава (1600-1868) и до реставрации Мэйдзи. Однако такая система мысли снизилась вместе с исчезновением класса воинов. Перед лицом растущего влияния Запада и его культуры, возрождение этих значений наблюдалось в эпоху Мэйдзи, главным образом благодаря книге японского ученого Нитобе Инадзо: «Бусидо, душа Японии». В этой книге, впервые для западной аудитории, были описаны вышеперечисленные понятия. С тех пор, кажется, эти ценности возродились вновь, через практику боевых искусств и так называемых гендай-будо.

Продолжение статьи здесь: Часть II

© Автор: Гильом Эрард — 4-й Дан в Айкидо (Айкикай), 2-й Дан Дайто-рю Айки дзюд-зюцу (Такумакай) 

Почему «продвинутые» носят хакама Часть I



© Copyright: www.budofit.ru

Использование материалов сайта Будо Фит запрещается. Все права защищены.

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.