Ицзин и жизнь в гармонии

За несколько тысяч лет до Юнга китайские отшельники разработали свою технику чтения ассоциаций и совпадений. Достичь этого они смогли, усвоив бинарный код, где для характеристики инь, пустой силы, выбиралась прерывистая линия (- -), а для уравновешивающего ее расширяющего потенциала — сплошная линия (-). Всё это уместилось в труде под названием «Ицзин».

Что такое Ицзин?

Для даосов на этой энергии противостояния с его дополнительно проявляющимися переменными полюсами и зиждется все мироздание. Адепты китайской философии, верившие в эту энергию, своей конечной задачей видели гармонизацию сил инь и ян внутри мира человека. Это равновесие проявлялось как «бриллиантовое тело бессмертия», чэнь ень, т.е. состояние в котором адепт пребывал наедине со своим дао. В каком-то смысле, практика, ведущая к конечной гармонии, была своеобразным эквивалентом процесса индивидуализации Юнга, и до настоящего времени она представляет искусство, которому следуют потомки первых практиков-даосов.

Материя и психика

Более двадцати лет я пользовался консультациями «Ицзин» довольно умеренно, но ни в коем случае не небрежно. Как и другие, более известные люди, обращавшиеся к оракулу, я, в конце концов, осознал, что он никогда не бывает неправым или неспособным представить ответ, который не соответствовал бы заданному вопросу.

Создается впечатление, что психика и сама материя заключены в некий набор предопределенных принципов, которые можно представить в цифровом выражении.

Ицзин и жизнь в гармонии — Даоcский храмовый алтарь
Даоcский храмовый алтарь. Источник: wikimedia.com

Факт непрекращающегося соответствия «Книги перемен» современным событиям (на любом этапе времени и независимо от того, что она создана пять тысяч лет тому назад) объясняется архетипичностью ее характера. «Ицзин» питается от тех соответствий, которые преступают границы человеческого опыта, позволяя вечной мудрости этого произведения существовать вне времени.

Веками к этой мудрости с благоговением относились все, кто искал совета, и именно ее мы видим на заднем плане многовекового процесса формирования психологии жителей Китая и Азии вообще. Увы, как это ни прискорбно, но теперь данный кладезь мудрости на Востоке остается в небрежении.

Ши Хуан-ди

История «Книги перемен» переживала и тяжелые времена. Например, период тиранического правления Ши Хуан-ди, который в III веке до н.э. объединил отдельные государства в одно. Это он задумал самое грандиозное строительство, какое известно человечеству, — Великую китайскую стену, возведенную с целью усиления власти над империей. Ши Хуан-ди также создал уникальный канал и оросительную систему, которые функционируют и по настоящее время.

Ицзин и жизнь в гармонии - Инь Ян в окружении гексаграмм И Цзин
Инь Ян в окружении гексаграмм Ицзин. Источник: wikimedia.com

Деспотическое правление Ши Хуан-ди, позорно известного тем, что в 213 году до н.э. приказал сжечь все «ненужные» книги, стало черной эпохой китайской культуры. Чтобы обессмертить свое имя, он приказал ваятелям в собственном городе мертвых, расположенном близ столицы, сделать из терракоты шесть тысяч фигур воинов-всадников, из которых ни один не был похож на другого.

Все эти воины вооружены мечами, отлитыми из необычного сплава «тринадцати элементов», которые до сего дня не потеряли своего блеска и так же остры, как и две тысячи лет назад. Эти и многие другие артефакты были созданы для украшения его экстравагантной гробницы, которая, согласно предположениям, наполнена целыми озерами ртути. Сделано это по особым алхимическим соображениям, дабы обеспечить ему благополучный переход в вечную жизнь.

После смерти он был запечатан в этой гробнице вместе с эскортом несчастных наложниц и оркестром живых музыкантов и танцовщиц, которые должны были развлекать его в этом сомнительном путешествии в другой мир.

Эксцентричные попытки Хуан-ди превзойти могущество природы и обойти саму смерть шли вразрез с мудростью даосизма. Его стремление уцепиться за жизнь и власть является антитезой принципам Чэнь ень и гармонии.

Жёлтый император

Ицзин и жизнь в гармонии - Хуан-ди — «Жёлтый император»
Хуан-ди — «Жёлтый император». Источник: wikimedia.com

Однако подобное презрительное отношение к китайской философии не всегда царило в империи. Другой Хуан-ди, известный как Желтый император, жил за два тысячелетия до тирана Ши Хуан-ди, и его очень почитают поздние даосы. Время его жизни относят, как правило, к периоду около 2670 года до н.э.

Хуан-ди, Желтый император, является автором «Хуан-ди нэй цзин су вэнь», «Трактата по внутренней медицине». Этот труд и в наши дни остается действенным медицинским руководством, предлагающим соответствующие методы диагностики и лечения заболеваний на основе принципов инь-ян, и это он лежит во главе угла практических отраслей науки, инспирированных даосизмом и «Ицзин».

При поддержке таких мудрецов, как Желтый император, и пережив хулу правителей вроде Ши Хуан-ди, «Книга перемен» служила вдохновением для бесчисленных поколений китайцев.

Ее учение получило новую интерпретацию и дальнейшее развитие в дисциплинах, появившихся в более поздний период, — фэн шуй (наука о правильном окружении), «искусстве войны» Сунь-цзы (наука о военной стратегии), традиционной китайской медицине (ТКМ) и акупунктуре (науке об исцелении), не говоря уже о боевых искусствах тайцзицюань и цигун.

Конфуций сказал, что пройдет много поколений, прежде чем люди смогут в полной мере понять эту замечательную книгу. Это высказывание звучит правдиво, особенно если мы примем во внимание то, как этот труд вдруг возникал, и проявлялся, и вдохновлял развитие новых ростков знания во многих областях науки.

А теперь «Ицзин» стала и другом и советчиком и проводником для многих людей на Западе в их путешествии по жизни.

Автор: Александр Буран


Поделиться: