Почему самураи практиковали Дзэн?

Сегодня людям может показаться необычным думать о религиозной философии, как о фундаменте военной подготовки. Однако это именно то, что мы находим, когда рассматриваем военный класс ранней Японии. Людей на западе часто путает термин «религиозная философия», потому что на Западе эти два субъекта часто являются разными компонентами «школы мысли». Лишь до недавнего времени в Японии не было такого разделения: они были связаны в том смысле, что религия была философией, выработанной, как образ жизни. Давайте разберемся, почему самураи практиковали дзэн?

Одна из наиболее популярных восточных религий — это дзэн, концентрация на живой жизни до предела здесь и сейчас, в отличие от сосредоточения внимания на загробной жизни. Если практикующие дзэн живут в «этот настоящий момент», все остальное, — что бы это ни значило, — естественным образом встает на свои места. Это включает в себя главную заботу самурайских воинов — правильное действие в разгар смертоносного боя.

Война Гемпея

Боевые искусства и просвещение. Почему самураи практиковали Дзэн. Часть I
Сцена из войны Гемпей

На развитие самураев повлияли два основных поворотных момента. Сначала первая Война Гемпея (1180-1185), которая привела к росту официального класса воинов. Корни этой войны зародились в период Хэйан (794-1185), когда видные имперские фамилии были всеобщим и конечным высшим социальным статусом, а также ключом к императорскому двору. Клан Фудзивара становился слишком сложным и амбициозным, чтобы сохраниться.

Таким образом, большая часть членов имперской линии были отрезаны от Фудзивара и получили фамилии Минамото (также известные как Гэндзи) или Тайра (также называемые Хейки). Затем эти семьи мигрировали в другие районы Японии и использовали свое имперское наследие, чтобы сформировать новую аристократию над потомками старого провинциального удзи (небольшие уезды, которые были объединены поклонениями одного и того же бога, обычно — предка).

Поскольку эти семьи установили новую форму провинциальной аристократии, востребованность на судебные должности оставалась такой же сильной, как и прежде. Начиная с конца 11 века и продолжаясь до 1185 года, кланы Минамото и Тайра отчаянно боролись за то, чтобы закрепиться в имперской линии.

Достаточно скоро последовало крупное сражение, и клан Минамото был почти полностью уничтожен, за исключением двух сыновей генерала по имени Йоситомо: Йоритомо и Йосицуне.

Йоритомо расширил свой контроль над районом Канто, а его младший брат Йосицуне захватил столицу для него. Йосицунэ преследовал Тайра по внутреннему морю до его западного конца, где окончательно уничтожил их в 1185 году в морском сражении. Этот конфликт стал известен как Война Гемпея. В знак признания клана Минамото в 1192 году император объявил Йоритомо Сёгуном царства, тем самым положив начало правлению воинского класса. Это произошло через год после возвращения монаха Эйсая, основателя первой секты дзэн в Японии.

Почтение к мечу

Боевые искусства и просвещение. Почему самураи практиковали Дзэн. Часть I
Катана

Вторым важным событием, способствовавшим развитию класса самураев, стало установление почтения к мечу. Почти через сто лет после морской битвы с Тайра, Японии стала угрожать внешняя сила. Это были монголы, которые уже завоевали Китай, Корею и часть Европы. Когда монголы обратили внимание на Японию, они передали свои требования японскому правительству в 1266 году. Япония ответила отказом и монгольские силы были отправлены на Кюсю. Если бы не плохая погода, от которой отступили монголы, японцы наверняка бы проиграли превосходящим по силе лучникам монголов.

Вторая монгольская атака была предпринята в 1281 году, численностью примерно 140 000 человек. Но захватчики наткнулись на серьезное препятствие в виде прибрежных крепостей. Это давало японцам преимущество, позволяя использовать небольшие лодки для абордажа монгольских джонок. Самураи сражались на близком расстоянии, демонстрируя превосходство японского лезвия.

После нескольких таких нападений со стороны японцев, тайфун, известный как камикадзе или «божественный ветер», уничтожил монгольскую армию. Начиная с этого сражения, класс японского воина рассматривал меч как основное оружие. И поскольку для успеха в молниеносных поединках на мечах требуется большая сила воли и концентрация, а не только технические навыки, самураи обратились к дзэн.

Бодхидхарма

Боевые искусства и просвещение. Почему самураи практиковали Дзэн. Часть I
Бодхидхарма

По легенде дзэн зародился в Индии, около 440-520 г.н.э. Основателем дзэн считается индийский священник по имени Бодхидхарма, который учил, что можно достичь просветления через медитацию, а не только путем тщательного изучения сутры (Священных Писаний). Изучив дхарму (буддийское учение о праве и обязанностях, или «Вселенский закон»), Бодхидхарма направился в Китай, чтобы распространить свое учение. Это произошло потому, что Индия привыкла хранить Священные Писания в качестве фундаментальных сакральных знаний. Будучи местом рождения буддийских «Трех корзин учения» и домом индуизма (который имеет в качестве определяющего фактора признание авторитета ведических писаний), в Индии не было благотворной почвы для новой практики Бодхидхармы.

Хотя медитация не была новой для Индии, тексты, которые указывали на эти медитативные практики, по-прежнему почитались самым высоким образом.  Бодхидхарма добавил больше внимания к медитации и убрал ее из «Священных Писаний». Это видно из его проповеди:

Истинный путь — это возвышенный. Он не может быть выражен языком. Какая польза от «Священных Писаний»? Истинна не может быть выше слов. Доктрины — это слова. Они все лишь колыбели возрождения.

Китай

Хотя ранее Китай и подвергался доктринальному буддизму, все же казался лучшей перспективой для широкомасштабного принятия учений Бодхидхармы. Прибыв в Южный Китай около 475 г.н.э., священник начал распространять свои идеи о медитации Дзен (кит. Чань) со своим собственным уклоном:

В то время, как другие рассматривали дзэн в качестве очищения ума и ступени на пути к Будде, Бодхидхарма отождествлял уже сам дзэн с Буддой, и Будду с умом и повседневным умом.

В какой-то момент дзэн в Китае подвергся влиянию даосизма. Даосизм — это путь природы. Согласно этому учению, Дао присутствует во всем. Цель Даосизма — быть в гармонии с Дао. Поэтому китайские мудрецы, такие как Лао-цзы и Чжуан-цзы писали о том, какова должна быть жизнь, управляемая Дао. Однако эти писания показались загадочными в своем объяснении конкретного метода достижения такой жизни.

Тем не менее дзэн с его учением природы Будды легко смешивался с даосизмом. Слово Дао часто использовалось в Чань-буддизме, чтобы выразить высшую мудрость — реальность [этой] «буддийской истины». Чань предложил Даосизму организованный метод достижения Дао в качестве возникающего в своей сущности здесь и сейчас. Это не означает, что две религии когда-либо официально объединялись, но дзэн сильно выиграл от влияния даосизма.

Новая форма Дзэн

Боевые искусства и просвещение
Храм Энряку-дзи

Эта новая форма буддизма с его дружеской ассоциацией с философским даосизмом постепенно превратилась в одну из выдающихся религий в Китае. После смерти шестого патриарха Хуэй-нэна (638-713, в Японии известного как «Ино») было сформировано пять различных школ. Две самых известных — это Ринзай (основанная Лин-чи около середины IX века) и Сото (основанная Догеном в середине XIII века).

Учение Чань пробилось в Японию в VII веке и было принято как часть духовного обучения секты Тендай. Это положило начало Храму Энряку-дзи. Эйсай, монах из этого храма, отправился в Китай, чтобы углубить свое понимание Чань и вернулся в 1191 году в качестве рукоположенного монаха Риндзая, чтобы основать Храм в Киото специально для практики дзэн.

Установление Ринзай дзэн как отдельной формы буддизма произошло с возвращением Эйсая из Китая. Новая форма буддизма Эйсая не сразу была принята основными сектами. Фактически он был исключен из Киото, но вскоре снискал благосклонность Сёгуна в Камакуре. В конце концов были построены пять крупных дзэнских Храмов, которые стали центрами литературы, искусства и обучения.

Продолжение по ссылке: Почему самураи практиковали Дзэн-2?

Дзэн стал саженцем, который был посажен в эпоху Камакура и расцвел в эпоху Асикага. С тех пор дзэн продолжал расцветать во всех аспектах японской культуры. Особенно в классе самураев, который был социально вознесен в 1192 году, благодаря появлению Сёгуна.


Поделиться:

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.